В современных автоматических трансмиссиях существует множество деталей, относящихся к категории «Мехатроника», которые управляют традиционными механизмами сцепления и планетарными шестернями и выполняют защитную функцию. Эти приспособления переключают передачи, осуществляют привод сцепления и регулируют давление рабочей жидкости.
Инструменты
При техосмотре и диагностике узлов трансмиссии требуются специальные инструменты. В те времена, когда она была только механической и гидравлической, для проверки линий требовался только набор датчиков высокого давления. Кроме того, нужен был вакуумный датчик для измерения давления во впускном коллекторе двигателя и контроля за работой вакуумного модулятора. Однако для современных электронных приборов необходимы такие сканирующие приспособления, оптические приборы и мультиметр.
Доступ к кодам трансмиссии и данным сенсоров можно получить, используя диагностический коннектор OBD II и диагностический блок модуля управления силовой установкой (РСМ). На некоторых автомобилях информацию можно найти в блоке управления трансмиссией или в блоке управления дополнительным оборудованием. В любом случае для получения кодов ошибок и технико-эксплуатационных данных вам понадобится сканирующее устройство.
Данное приспособление поможет также обнаружить ошибки связи между модулем управления силовой установкой и контроллером трансмиссии, если на автомобиле установлены раздельные компьютеры. Такие проблемы обычно переводят трансмиссию в режим аварийного хода, когда можно включить только первую или вторую передачу. В электронных трансмиссиях возникают неисправности, которые не всегда активируют коды ошибок и включение аварийного датчика. Это значит, что модуль управления силовым блоком нужно обязательно сканировать, если работа трансмиссии и управляемость автомобиля вызывают нарекания. Иногда неисправность сенсоров двигателя может повлиять на работу трансмиссии, поэтому их тоже следует проверять.
При обнаружении кода ошибки трансмиссии вам, возможно, потребуется проверить сопротивление соленоида клапана, его рабочее напряжение или частоту сигнала, поступающего к нему от компьютера. Для этого применяют цифровой мультиметр, способный измерять напряжение, сопротивление, а также частоту или выдержку времени.
Вам также будет необходима информация по техобслуживанию, предоставляемая производителем автомобиля. Она включает в себя схему электропроводки и оригинальную карту диагностики, где указаны спецификации всех тестовых процедур для всех компонентов. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации, на веб-сайтах производителя оборудования (где доступ в течение дня обойдётся в сумму 15-25$) либо у онлайн-провайдеров на сторонних сайтах. Следует также внимательно прочитать те бюллетени технической службы, которые имеют отношение к проблемам трансмиссии. В некоторых случаях для устранения неисправности может потребоваться перепрошивка модуля управления силовым блоком или трансмиссионного модуля.
Стратегия диагностики работы трансмиссии
При использовании сканера зачастую случается, что реальная причина неисправности силового блока на мониторе не отображается. Современная трансмиссия – это один из узлов, имеющих наибольшее количество соединений. Если модуль управления силовым блоком или трансмиссией не получает данных о скорости работы двигателя, нагрузке или положении дросселя, то он предполагает самое худшее и переводит трансмиссию в безопасный режим или в режим безопасного возврата на стоянку.
В трансмиссии нет дискретных датчиков, подключённых к дросселю, коленвалу или впускному коллектору. Вместо этого механизмы трансмиссии передают информацию на модули управления теми или иными узлами через последовательно соединённые шины данных. Большинство производителей автомобилей после 2004 года объединяют модули управления силовым блоком и трансмиссией в высокоскоростной двухпроводной сети контроллеров, совмещая их с блоком контроля мёртвых зон и антиблокировочной системой тормозов.
Такая сеть, как правило, имеет форму петли. Если один модуль не работает, то остальные могут поддерживать связь через шину. Когда вы используете сканирующее устройство для решения проблем с трансмиссией, то, посмотрев на показания PID-регулятора или данные об информационном потоке, вы сможете сразу увидеть, какие модули говорят через шину.
Если вы не можете с помощью сканера установить связь с модулем трансмиссии, поищите информацию в присоединённых модулях. Модуль контроля кузова получает информацию о включенной передаче от модуля контроля трансмиссии, и с его помощью это будет отображено на приборном щитке.
Система может работать и по-другому. Если модуль трансмиссии не в состоянии установить связь с модулем управления двигателем, то отключение последнего от сети легко определить, посмотрев на показания PID-регулятора трансмиссии о нагрузке двигателя, положении дросселя и давлении воздуха во впускном коллекторе.