Что такое сайлентблок в автомобиле и как понять, что требуется его замена

287.9701

В конструкции машины есть много мест, где нет необходимости или нежелательно делать жёсткую связь между деталями. Должно быть обеспечено незначительное относительное перемещение, при этом бесшумное, долго работающее без износа и по всем пространственным направлениям, включая угловой поворот. Можно использовать шаровые сочленения (ШС), но практичнее, дешевле и тише работает сайлентблок (СБ) – резинометаллический шарнир.


Что такое сайлентблок и как работает

Классический сайлентблок состоит из трёх частей:
• наружная металлическая обойма, запрессованная в проушину крупной детали;
• соответствующая внутренняя деталь, ещё одна стальная обойма, закрепляемая на валу сопрягаемой детали;
• внутренняя втулка из эластичного материала, резины или пластика, приклеенная или привулканизированная к обеим обоймам, иногда удерживается лишь за счёт сложной геометрической формы и натяга.
Самое популярное в среде автомобилистов применение сайлентблока – это крепление с его помощью рычагов подвесок к кузову или подрамнику. Но этим использование резинометаллических шарниров не ограничено. Они удерживают многие массивные детали, при этом гасят вибрации и обеспечивают долгий срок службы при правильной эксплуатации.


Последнее гарантируется основным принципом работы СБ – отсутствием трения одних деталей по другим. Соответственно не нужна смазка и герметизация, что сильно удешевляет узел. А взаимное перемещение и закручивание происходит исключительно внутри эластичной втулки.
Как только разрушается вулканизация на границе металла и резины, или пропадает натяг, появляется трение втулки по обойме. Оно сопровождается громким скрипом, начинается быстрый износ и деталь выходит из строя. По отсутствию такого проворота, а также по состоянию резины определяется состояние сайлентблока и необходимость его замены.


Какие сайлентблоки лучше: полиуретановые или резиновые

Полиуретановые СБ стали популярными по причине значительного преимущества данного пластика перед даже самыми лучшими сортами резины по прочности. Предполагается, что такая деталь будет выдерживать большие нагрузки, а значит и дольше служить. Но надо учитывать некоторые нюансы:
• кинематика и динамика подвесок рассчитана на вполне определённые свойства шарниров по жёсткости и углам работы, отклонения чреваты неприятностями;
• полиуретан плохо удерживается на обоймах, возникает сухое трение:
• не меняются сопряжённые детали, запас прочности которых ограничен;
• не все производители применяют качественный полиуретан.
Поэтому однозначно сказать что лучше невозможно. Лучше применять оригинальные детали или прошедшие заводские испытания и одобренные аналоги.
Как ведет себя автомобиль с изношенными сайлентблоками
При критическом износе СБ в подвеске происходит изменение свойств, детали получают нештатную свободу. Помимо акустического сопровождения возникают ударные нагрузки, а также включение в работу ограничителей. Это плохо скажется на долговечности узлов, возможны и внезапные поломки. Поэтом надо чаще проводить ревизию подвесок под автомобилем и менять детали.


Что будет, если долго не менять сайлентблоки


Можно рассмотреть последствия невнимания к сайлентблокам на примере любого из рычагов подвески:
• резина состарится, появятся трещины и потеряется жёсткость во всех направлениях;
• эластичный материал раскрошится, появятся жёсткие контакты металла с металлом;
• втулка потеряет связь с обоймами, начнёт проворачиваться и быстро сотрётся в порошок;
• шарнир перестанет существовать, начнут разбиваться проушины и валы.
Всё это приведёт к громким стукам, скрипам, а крайним проявлением станет отделение деталей, поломки и полный отказ подвесок. Машина потеряет управляемость.

Как увеличить срок службы


На самой первой стадии установки важно обеспечить штатную геометрию работы шарнира. Методика монтажа приводится в подробных ремонтных инструкциях. Надо обеспечить затяжку внутренней обоймы при нейтральном положении рычага, то есть нагрузить автомобиль до номинала.
Перед установкой проверяется состояние вала, проушины и крепёжных резьб. Провороты обойм недопустимы.
Нельзя допускать попадания нефтепродуктов на резину, от этого она размягчается и быстро стареет. Никакая смазка тут не нужна, даже в случае свободной посадки втулок.
Недопустима замена деталей на нештатные, даже подходящие по размерам. Жёсткость всегда нормирована, что не гарантируется посторонней деталью. Кроме того, некоторые СБ имеют плавающую конструкцию со встроенным шаровым шарниром, такие нельзя менять на полностью эластичные. Они будут работать с превышением допустимых углов и быстро разрушатся.
При эксплуатации надо учитывать, на какие нагрузки рассчитан конкретный автомобиль. Ездить с большой скоростью по ухабам на седане или кроссовере недопустимо, сайлентблоки буду перегружены, и их резина быстро порвётся. Для внедорожного применения существуют специальные автомобили с гораздо более мощными шарнирами.