Замечали, что ваш автомобиль «тормозит»? Выезжаете на трассу, выжимаете педаль газа до упора, а машина почти не реагирует? На подъеме с трудом удерживает скорость? Эти проблемы довольно распространены и могут быть вызваны различными причинами. К счастью, их выявление и устранение часто не требует больших усилий и затрат. Рассмотрим, почему автомобиль может терять динамику и как с этим справиться.
Два основных блока проблем
Под жалобами на плохой разгон могут скрываться разные проблемы. Их можно разделить на два основных блока. Первый блок – это снижение мощности, вплоть до почти полного ее исчезновения. Автомобиль вроде бы разгоняется, но делает это вяло. Ему требуется больше времени на набор скорости, он хуже справляется с подъемами, и вы чувствуете, что двигатель испытывает значительную нагрузку.
Эти симптомы могут проявляться по-разному, вплоть до полной потери мощности, когда автомобиль с трудом преодолевает даже небольшие расстояния.
Второй блок проблем – это рывки, при которых автомобиль может глохнуть либо сам по себе, либо после нажатия на педаль газа. Водителю кажется, что двигателю не хватает воздуха или он испытывает трудности с дыханием.
Обратите внимание на время появления симптомов. Проявляются ли они только при холодном запуске или на высокой скорости? Эта информация поможет вам или механику быстрее диагностировать проблему.
Влияние окружающей среды
Не стоит забывать и о факторах окружающей среды. Например, на высоте более 800-900 метров над уровнем моря автомобиль теряет приемистость из-за разреженного воздуха. Это влияет на топливно-воздушную смесь, и автомобиль начинает хуже разгоняться. Однако автомобили с турбированными двигателями справляются с высотой лучше благодаря турбонаддуву, который частично компенсирует изменение свойств воздуха. Но даже они испытывают трудности на больших высотах.
Экстремальная жара свыше 30-40 градусов Цельсия особенно сильно влияет на автомобили с наддувом, ухудшая их разгон. Горячий воздух менее плотный и содержит меньше кислорода для сгорания топлива. Атмосферные двигатели также страдают от высоких температур, но менее подвержены их влиянию.
Прежде чем подозревать неисправность, убедитесь, что потеря динамики не вызвана внешними факторами, а не механическими проблемами.
Теперь рассмотрим наиболее распространенные причины плохого разгона, связанные с техническими неисправностями.
Активированный ручной тормоз
При диагностике автомобиля следует начинать с простых и очевидных проверок, чтобы исключить возможные причины проблем. Если вы обнаружили, что ручной тормоз полностью или частично задействован, это может существенно затруднить движение автомобиля и снизить его динамику. Важно помнить, что электронный стояночный тормоз может оставаться активированным даже после начала движения, так же как и традиционный механический тормоз. В большинстве современных китайских автомобилей ручной тормоз не отключается, пока водитель не пристегнется ремнем безопасности.
С другой стороны, чрезмерный износ механизма стояночного тормоза или его блокировка из-за повреждений могут также привести к проблемам с движением. Мы уже подробно рассматривали этот вопрос, поэтому здесь ограничимся кратким упоминанием.
Загрязненный воздушный фильтр
Для эффективной работы двигателя необходимо, чтобы топливно-воздушная смесь была точно дозированной. Загрязненный воздушный фильтр ограничивает поступление воздуха в двигатель, что может вызвать образование переобогащенной смеси и снижение мощности. Это особенно заметно на старых автомобилях, хотя современные машины с электронным впрыском топлива могут частично компенсировать этот дисбаланс.
Проверка и замена воздушного фильтра обычно не вызывают сложностей. Откройте капот и найдите корпус воздушного фильтра, который обычно представляет собой прямоугольный или круглый короб в верхней или боковой части моторного отсека. Снимите крышку (она может быть закреплена зажимами, винтами или хомутами). Чистый фильтр имеет белый или слегка белый цвет с ровными складками, в то время как грязный фильтр выглядит серым или черным с множеством посторонних частиц на поверхности.
Неисправные катушки зажигания
Катушки зажигания преобразуют слабый ток аккумулятора в мощный ток, необходимый для воспламенения топливно-воздушной смеси. В случае неисправности катушки смесь не воспламеняется должным образом, что может вызвать нестабильную работу двигателя на холостом ходу, снижение мощности или даже полную потерю мощности. Вы можете заметить вибрацию или рывки при ускорении.
В современных автомобилях обычно устанавливается по одной катушке на цилиндр, что упрощает диагностику. Однако со временем могут выйти из строя все катушки, так как их ресурс примерно одинаков. Поэтому многие автомеханики рекомендуют менять все катушки одновременно.
Изношенные или загрязненные свечи зажигания
Свечи зажигания отвечают за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Со временем они могут изнашиваться, покрываться нагаром, маслом и остатками топлива, что снижает их способность создавать мощную искру. Это приводит к пропускам зажигания, неравномерному разгону и увеличению расхода топлива.
Обычно свечи зажигания рекомендуется менять каждые 30 000-120 000 километров пробега, в зависимости от их типа. В некоторых современных автомобилях эту процедуру можно выполнить самостоятельно, если у вас есть динамометрический ключ и доступ к свечам. Однако в сложных случаях лучше обратиться к профессионалам.
Загрязненные топливные форсунки
Топливные форсунки распыляют точно дозированное количество топлива в цилиндры двигателя. Со временем они могут засориться углеродистыми отложениями и остатками топлива, что приводит к неравномерному распылению и снижению подачи топлива. Это вызывает плохой разгон, неровную работу на холостом ходу и снижение топливной экономичности.
К счастью, форсунки можно очистить на специальном стенде. Однако это не поможет в случае сильно изношенных или сильно загрязненных инжекторов.
Загрязненный топливный фильтр
Топливный фильтр удаляет грязь и мусор из бензина перед его попаданием в двигатель. Со временем фильтр засоряется, что ограничивает подачу топлива. Это особенно заметно при ускорении, когда двигатель требует больше топлива. Симптомы загрязнения фильтра включают пропуски зажигания, трудности при запуске, потерю мощности, нестабильную работу двигателя, повышенный расход топлива и даже остановку двигателя.
Расположение и количество топливных фильтров могут различаться в зависимости от модели автомобиля. Некоторые фильтры находятся в моторном отсеке, а другие — в топливном баке. Иногда производители утверждают, что фильтры рассчитаны на весь срок службы автомобиля, но на практике их все равно приходится менять. Фильтры в баке часто можно заменить самостоятельно при наличии легкого доступа.
Неисправный топливный насос
Топливный насос отвечает за подачу бензина из бака в двигатель. При его неисправности динамика автомобиля снижается, особенно под нагрузкой или на шоссе. Насос может нормально работать на холостом ходу, но не обеспечивать достаточную подачу топлива при необходимости дополнительной мощности, например, при буксировке или движении в гору. В запущенных случаях двигатель может заглохнуть при ускорении или вообще не запускаться.
Сначала отказ топливного насоса может проявляться периодически, что затрудняет его диагностику. Насос обычно находится внутри топливного бака, и при наличии определенных навыков его можно заменить самостоятельно.
Неисправный или загрязненный датчик кислорода (лямбда-зонд)
Кислородные датчики контролируют состав выхлопных газов и отправляют данные в блок управления двигателем, чтобы регулировать топливовоздушную смесь. Если эти датчики выходят из строя или загрязняются, они передают неверные сигналы. В результате двигатель работает на слишком богатой или слишком бедной смеси, что ухудшает его динамические характеристики.
В большинстве автомобилей установлено два кислородных датчика – один перед катализатором и один после. Их ресурс обычно составляет от 60 000 до 160 000 километров. Признаки неисправности включают повышенный расход топлива, запах тухлых яиц, черный дым из выхлопной трубы, нестабильный холостой ход, замедленное ускорение или пропуски зажигания. В некоторых случаях двигатель может внезапно заглохнуть. Для замены датчиков рекомендуется обратиться к специалистам, так как иногда их можно восстановить.
Загрязненный или неисправный датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Этот датчик измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, чтобы компьютер мог точно определить, сколько топлива нужно впрыснуть. При его неисправности или загрязнении он передает неверные данные, что приводит к образованию неправильной топливовоздушной смеси. Это может вызвать проблемы с разгоном, нестабильный холостой ход и повышенный расход топлива.
Для очистки ДМРВ можно использовать специальный спрей. Если это не помогает, требуется его замена. Обычно это лучше делать в профессиональном сервисе. Обратите внимание, что в некоторых старых автомобилях вместо ДМРВ применяются датчики абсолютного давления во впускном коллекторе (MAP), но проблемы и способы их решения схожи.
Поломка датчика положения распределительного вала
Этот датчик передает информацию о скорости вращения распределительного вала в блок управления двигателем. На основе этих данных ЭБУ регулирует впрыск топлива и угол зажигания. При его неисправности или неправильной работе двигатель не может работать эффективно, что негативно сказывается на его производительности.
Загрязненный или неисправный датчик положения дроссельной заслонки
Этот датчик сообщает компьютеру, насколько сильно водитель нажимает на педаль газа. При его поломке или загрязнении компьютер не может точно определить, сколько крутящего момента требуется, что приводит к задержкам, плохому разгону или резким скачкам мощности.
Некоторые датчики можно очистить, но чаще всего требуется их замена. Неисправность этого датчика может вызвать срабатывание индикатора на приборной панели и привести к нестабильной работе двигателя на холостом ходу или его внезапной остановке.
Утечки вакуумной системы
Двигатель использует вакуум для работы различных систем и поддержания правильного состава смеси. Утечки вакуума приводят к увеличению количества воздуха в двигателе, что обедняет смесь и ухудшает разгон, вызывает нестабильный холостой ход и иногда пронзительный свист. Основные причины утечек – трещины в вакуумных шлангах, прокладках впускного коллектора и соединениях клапана принудительной вентиляции картера.
Небольшие утечки могут влиять только на холостой ход, тогда как крупные вызывают серьезные проблемы с ускорением. Вакуумные шланги обычно стоят недорого и легко заменяются, а ремонт прокладки впускного коллектора может быть дорогостоящим. Утечки можно обнаружить, прислушиваясь к шипению или распыляя специальные вещества на проблемные участки при работающем двигателе. Однако для диагностики и ремонта лучше обратиться к профессионалам.
Забитый каталитический нейтрализатор
Засорение каталитического нейтрализатора часто приводит к ухудшению динамических характеристик автомобиля. Этот компонент преобразует вредные газы в менее опасные вещества, но со временем он забивается и создает сопротивление, что ухудшает разгон, увеличивает расход топлива и может вызвать перегрев двигателя.
Недостаток трансмиссионной жидкости
Автоматическая коробка передач нуждается в определенном количестве трансмиссионной жидкости для обеспечения давления и плавной работы. Ее недостаток может привести к пробуксовке, когда двигатель увеличивает обороты, но автомобиль не набирает скорость. Это особенно заметно при старте с места или движении в гору.
Проверьте уровень трансмиссионной жидкости на прогретом двигателе (точную процедуру смотрите в инструкции). Жидкость должна быть ярко-красной и иметь сладковатый запах. Темная жидкость с запахом гари свидетельствует о более серьезных проблемах.
Неисправность гидротрансформатора
Гидротрансформатор соединяет двигатель и коробку передач, обеспечивая их работу при торможении или холостом ходу. При его поломке коробка передач не может правильно передавать мощность.
Другие признаки неисправности гидротрансформатора включают перегрев, проскальзывание передач и трудности при переключении. Также это может привести к быстрому износу трансмиссионной жидкости и вибрации двигателя на скорости 40-80 км/ч.
Изношенность диска сцепления
Диск сцепления в автомобиле с механической коробкой передач играет ключевую роль в передаче крутящего момента. При его износе возникают проблемы с передачей мощности, что проявляется в слабом ускорении, появлении шумов, странного запаха гари и ненормальном поведении педали сцепления, которая может проваливаться или заедать.
В таких случаях замена диска сцепления неизбежна. Эту процедуру можно выполнить только в специализированном автосервисе.
** *
Все эти признаки негативно влияют на динамику разгона автомобиля. Однако, самое неприятное заключается в том, что они могут привести к более серьезным неисправностям. Поэтому, если вы заметили, что автомобиль начал плохо набирать скорость, необходимо как можно скорее принять меры и устранить проблему.




