Решение проблемы посторонних звуков в тормозной системе

3905dfdfde95f596de4f9e12ec1eb34c

Доносящийся от тормозов звук точно так же, как и любой другой звук, возникает в результате вибраций. Так называемые «медленные» вибрации проявляются гулом, а «быстрые» вибрации – визжащим звуком, поскольку диапазон звука определяется именно частотой вибраций. Дело в том, что вибрации в одной части автомобиля могут спровоцировать возникновение вторичных вибраций в его другой части, что иногда сильно усложняет определение их источника. Конструкцией большинства оригинальных тормозов предусмотрено гашение вибраций за счет направляющих зажимов, благодаря которым обеспечивается необходимая жесткость, или изолирующих прокладок, устанавливаемых за тормозными колодками. Существуют два способа устранения посторонних шумов. Это – гашение и предотвращение вибраций.
Гашение вибраций

Термостойкая смазка. Нанесение термостойкой силиконовой смазки на направляющие суппортов и на плавающие пальцы позволяет предотвратить заклинивание и дребезжание суппортов.
Изоляционные прокладки. Изоляционные прокладки создают своеобразную постоянную подушку, подавляющую вибрации. В некоторых тормозных колодках могут быть установлены встроенные прокладки, выполняющие изолирующую функцию, но которые со временем могут сместиться или расслоиться.

Предотвращение вибраций

Направляющие шплинты колодок. Направьте любой удерживающий шплинт на колодке, чтобы закрепить колодки в суппортах и, таким образом, предотвратить появление дребезжащего звука.
Обработка поверхности ротора. Сделайте поверхность ротора плоской и гладкой, зачистив ее наждачной бумагой с зернистостью 120-150. Это позволит обеспечить полное прилегание поверхности колодки и, соответственно, избежать прихватывания и дребезжания.
Очистка. Очистите роторы при помощи моющего средства и горячей воды. Это необходимо для удаления с поверхности роторов масла, металлических частичек и шлифовального зерна. Применение моющего средства и воды позволяет удалить все загрязняющие вещества, с которыми не способны справиться аэрозольные чистящие средства, поскольку они могут въесться в поверхность новых колодок и стать причиной дребезжания и визга тормозов.
Дополнительные детали. Замените все противоскрипные зажимы, пружины и шпильки, которые, подвергаясь воздействию выделяемой при торможении теплоты, могут повлиять на отпуск пружин. Убедитесь, что направляющие пальцы не заклинивают, поскольку это может привести к неполному отпусканию тормозного суппорта с последующим прихватыванием к тормозному ротору. Для обеспечения свободного хода колодок следует удалить с поверхности суппорта ржавчину в местах крепления противоскрипных зажимов.

Краткие сведения о посторонних звуках в тормозной системе

Самой первой причиной возникновения посторонних звуков в тормозной системе является вибрация, поэтому в той или иной степени вибрации наблюдаются в любой тормозной системе, генерируя определенные звуки. Достаточно часто человек не способен распознать эти звуки на слух. Отчасти это связано с демпфирующим эффектом, при котором большие тормозные компоненты поглощают основные вибрации. Ключевым фактором демпфирования изначального звука является стабильность или жесткость компонентов тормозной системы. Благодаря специальной конструкции большинства оригинальных дисковых тормозов, демпфирование улучшается за счет направляющих пластин или зажимов. Кронштейны крепления суппортов обеспечивают необходимую устойчивость компонентов и/или изоляторов, которых называют шайбами, или звукопоглощающими прокладками, предназначенными для гашения вибраций между пластиной дискового ротора и контактной поверхностью прижимных пластин суппорта.

Усиление изначального звука, доносящегося из тормозной системы (вместо его поглощения), до уровня, когда водитель транспортного средства четко его слышит, называется вторичной вибрацией. Вторичная вибрация возникает, когда частота первичной вибрации достигает высокого уровня слышимости, при котором водитель различает и идентифицирует этот звук.

Как правило, фрикционные материалы не являются причиной вторичных вибраций. Чаще всего их возникновение связано с образованием коррозии, деформацией или ослаблением компонентов и/или износом либо ослаблением оригинальных деталей. Результатом этого является недостаточное совмещение компонентов, необходимое для обеспечения надлежащей жесткости, поскольку происходит их ослабление или ухудшение усталостной прочности под воздействием теплоты и нагрузки, возникающих в тормозной системе. В случае появления вибраций по причине соприкосновения опорной пластины колодки с контактной поверхностью суппорта подается достаточно сильный раздражающий звук, а именно пронзительный визг.

Многие технические специалисты сходятся во мнении, что установка дисковых колодок с более «мягким» (более неприхотливым) фрикционным материалом может решить эту проблему. На самом деле, применение более «мягких» материалов способно нарушить сбалансированную работу тормозной системы, что, в свою очередь, приведет к изменению частоты звука и сведению к минимуму его слышимости. В данном случае нужно учитывать тот факт, что скорость износа более мягких колодок значительно увеличивается, а предполагаемый срок службы значительно укорачивается. Более того, это может сказаться на термодинамических характеристиках тормозной системы, что чревато ухудшением эффективности ее работы и снижением уровня безопасности транспортного средства.
Сбалансированная работа тормозной системы

70-85% торможения осуществляется за счет передних дисковых тормозов;
Более старые заднеприводные модели на 55-60% тормозят передними колесами;
Рабочая температура дисковых тормозов передних колес намного выше, что приводит к повышенному глазированию и износу поверхностей.

Частое применение тормозов при движении в плотном транспортном потоке или в холмистой местности требует идеальной работы тормозной системы. При таких рабочих условиях температура может достигать очень высокого уровня, что, как правило, приводит к возникновению пронзительного звука, поскольку на поверхности ротора или барабана происходит изменение микроструктуры материала.

При торможении в подобных экстремальных условиях из тормозной системы могут доноситься неприятные посторонние звуки. Излишняя теплота приводит к глазировке фрикционной поверхности (при этом повышается поверхностная твердость тормозных колодок или образуются чешуйки), вследствие чего и возникают эти звуки.

Посторонние звуки могут доноситься при легком торможении и в том случае, если тормоза холодные. Всегда следите за тем, чтобы суппорты и колодки имели свободный ход и были надлежащим образом смазаны. Убедитесь, что направляющие не соприкасаются с ротором.