Небольшой шипящий звук в самом начале торможения можно услышать на некоторых старых моделях авто даже при полной исправности системы. Но если он непривычно силён или связан с иными проявлениями, а также диагностирован на автомобиле, конструктивно не допускающем звуков со стороны педали тормоза, то ситуация требует разбора и устранения причин.
Пневматика в гидравлическом приводе тормозов
Шипение при торможении грузовых автомобилей – всем привычное явление. Там применён пневмопривод в системе, механизмы разгружаются стравливанием воздуха, а также часто срабатывают регулирующие клапаны избыточного давления. Но в легковых машинах привод тормозов чисто гидравлический, шипеть там нечему.
Однако одно место, где возможно перетекание воздуха, всё же имеется – это усилитель тормозов (ВУТ), использующий разрежение, то есть частичный вакуум. В нём есть мембрана, с одной стороны которой давление равно атмосферному, а к другой подводится разрежение из канала впуска двигателя. Там оно создаётся поршнями цилиндров при закрытой дроссельной заслонке. Даже если не полностью, всё равно какое-то падение относительно атмосферы имеется.
В результате на мембрану действует сила, пропорциональная разности давлений и её эффективной площади. К мембране подсоединён шток, связанный с поршнем главного цилиндра тормозной системы, который и облегчает жизнь водителю, помогая создавать усилие для прижима колодок к дискам или барабанам.
Пополнение вакуума, а точнее отбор лишнего воздуха из этой камеры ВУТ, происходит закачкой его во впускной коллектор. Какое-то небольшое шипение тут неизбежно, его слышно, хотя и не всегда.
Источники подозрительного звука
Значительно более громкое шипение получится, если перетекание воздуха происходит нештатно. Такое может происходить при потере герметичности всех полостей, относящихся к зоне пониженного давления ВУТ:
• шланг, подводящий разрежение от впускного коллектора к модулю ВУТ;
• обратный клапан между шлангом и корпусом усилителя;
• зона диафрагмы (мембраны) с имеющимися там перепускными клапанами.
В зависимости от локализации и характера неисправности звук может раздаваться постоянно при работе двигателя или только после нажатия на педаль, проявляться или усиливаться.
Симптомы и порядок диагностики
Наличие утечек обычно снижает производительность или влечёт за собой полный отказ усилителя. Способность автомобиля к замедлению сохранится, но потребует нажатия на педаль с большей силой. Примерный порядок действий для обнаружения неисправности:
• проверить работоспособность ВУТ, для чего сразу после выключения мотора несколько раз нажать на педаль тормоза, при герметичном усилителе жёсткость педали будет возрастать постепенно, достигнув максимума после 4-5 нажатий;
• убедиться в наличии или отсутствии постоянного шипения со стороны корпуса усилителя и подводящего шланга;
• проверить пропускание воздуха в прямом и обратном направлениях клапаном между шлангом и ВУТ;
• в зависимости от полученных результатов определиться с решением о замене шланга, клапана или усилителя в сборе.
Для работы можно использовать воздушный компрессор или собственные лёгкие, давление здесь небольшое.
Возможные последствия игнорирования неисправности
Несмотря на сохранение возможности торможения, последствия разгерметизации усилителя могут повлиять как на работу двигателя, так и на безопасность движения. Первое связано с обеднением смеси, пропусками воспламенения и появлением копоти на свечах. Падает мощность, увеличивается расход.
Второе – чисто субъективное. Привыкнув к лёгкой педали, неопытный водитель может предположить отказ тормозов и предпринять неверные действия, например, манёвр. А это противоречит правилам и здравому смыслу, на обдумывание же времени нет. Лучше как можно скорее произвести ремонт.
Устранение и ремонт
Какое-либо ремонтное вмешательство в усилитель прямо запрещено, он однозначно подлежит замене в сборе. Одновременно следует заменить и шланг с кабелем, использовав новые крепеж и арматуру. Все детали должны быть оригинальными или прямыми аналогами от известных фирм. Тормозная система – не место для экономии.
Усилитель тормозов отличается высокой надёжностью и выходит из строя только после значительного пробега, превышающего 100-200 тысяч километров. Профилактические замены не производятся, но водитель должен быть готов к ухудшению торможения, зная, что на самом деле оно возможно вплоть до полной блокировки колёс, надо лишь сильнее нажать на педаль. Тогда он с меньшей вероятностью растеряется, запаникует и неадекватно отреагирует на вполне безопасную ситуацию. Например, первые автомобили ВАЗ вообще не имели усилителя, тем не менее, по этой причине аварийностью не страдали.