Можно ли ехать, если вытек антифриз

sliv-antifriz

Система жидкостного охлаждения может дать сбой в самый неподходящий момент. Это становится следствием усталостного повреждения ее элементов, например, шлангов и патрубков, естественного старения или отказов иных систем, вызвавших перегрев, срабатывание аварийного клапана, мгновенное вскипание и выброс антифриза. Чтобы данная техническая авария не стала причиной паники или неверных действий, надо примерно прояснить структуру системы охлаждения и важность в ней антифриза, как теплоносителя.


Роль антифриза в системе охлаждения двигателя


Теоретически роль теплового агента может исполнять любая жидкость. В автомобилях принято для этой цели использовать антифриз, чаще всего это водный раствор органического соединения – этиленгликоля. Так обеспечивается главное свойство: в отличие от воды, раствор не замерзает при низких температурах. Каких именно – зависит от процентной концентрации.


Кроме этого, в состав охлаждающей жидкости (ОЖ) входят дополнительные присадки, защищающие систему от коррозии, и ряд других элементов. Но основная роль принципиально не отличается от применяемой когда-то воды – жидкость отводит тепло, выделяемое двигателем при работе. Параллельно система может охлаждать трансмиссию, агрегат турбонаддува и прочие важные узлы.


Без антифриза двигатель водяного охлаждения способен проработать считанные минуты, а под нагрузкой даже секунды. По важности эту рабочую жидкость можно сравнить разве что с маслом в картере. 

Возможные последствия

Если предположить, что охлаждающая жидкость внезапно утеряна, неважно по какой именно причине, то отвод тепла от цилиндров двигателя будет практически прекращён. Следствием станет неуправляемый рост температуры, причём неравномерный. Нагрев будет распространяться от камер сгорания, где температура быстро наберёт значение в сотни градусов. Металл начнёт хаотически расширяться, вся строгая геометрия будет нарушена.
Из-за высокой температуры металлических деталей горение топлива настолько ускорится, что взрывная волна станет сверхзвуковой, в моторе начнётся сильнейшая детонация. Это само по себе способно разрушить детали, а скорость их нагрева ещё больше увеличит.
Закончится всё исчезновением зазора между поршнями и цилиндрами, двигатель заклинит. К этому моменту обгорят клапаны газораспределительного механизма, будут задраны стенки цилиндров, а поршни просто разлетятся на осколки. Освободившимися шатунами будет пробит тонкостенный блок цилиндров. Головка блока искривится и плотно прилегать к фланцу блока уже не сможет. Ремонт подобных моторов по цене сравним с покупкой нового.
Вывод прост – без антифриза ездить нельзя, даже кратковременно, как бы этого ни требовали обстоятельства. Машина просто не позволит двигаться дальше.

Что необходимо сделать

Все меры можно подразделить на профилактические и связанные с устранением последствий, если двигатель своевременно остановить, не допустив перегрева.
Меры по надёжности конструкторами автомобилей уже приняты, но в технике нет ничего вечного. Надо постоянно применять превентивные меры:
• следить за уровнем антифриза в расширительном бачке, вовремя замечая утечки на начальной стадии и обращаясь к специалистам для опрессовки системы и определением мест ухода ОЖ;
• профилактически заменять как стареющие резиновые детали, высыхающие пластмассовые патрубки, так и корродирующие металлические, в частности пробки-заглушки в блоке цилиндров;
• знать слабые места своей машины, требующие внимания в первую очередь;
• регулярно заменять антифриз, в котором предусмотрены останавливающие коррозию присадки, срабатывающиеся со временем;
• использовать качественные составы;
• контролировать температуру двигателя, замечая необычные её отклонения от нормы;
• обращать внимание на эффективность работы отопителя, что является хорошим сигнализирующим признаком.

Если же событие уже произошло, и антифриз утерян, то надо как можно скорее остановить двигатель и дать ему остыть. После чего либо самостоятельно определить неисправность, устранить её и залить до нормы свежий антифриз, либо отправиться на СТО для ремонта на эвакуаторе.
Крайне нежелательно после устранения причин утечки заливать вместо специализированной ОЖ воду, даже дистиллированную. В крайнем случае её можно добавить в антифриз, чтобы добраться до СТО или магазина. Коррозия рубашек охлаждения начнётся быстро и неотвратимо, теплоотвод ухудшится, нормально работать такой двигатель уже не сможет. Любая очистка восстановит его свойства только частично.

Не стоит пытаться устранить течь добавлением герметиков, а то и обычного горчичного порошка в антифриз. Подобные составы могут закупорить не только прохудившиеся места, но и нарушить работу системы, а удалить их оттуда не проще, чем коррозию. Лучше потратиться на доставку машины в ремонт, чем покупать новый радиатор, а то и двигатель.