Можно ли ехать, если горит лампочка ABS

a18

Антиблокировочная система тормозов АБС призвана сохранить устойчивость и управляемость транспортного средства в экстренных условиях. Как и многое другое, она содержит встроенную систему самодиагностики, срабатывание которой вызывает свечение соответствующего индикатора.

Зачем нужна система ABS


Тормозная система должна обладать избыточной мощностью. То есть на любом покрытии дороги водитель имеет в своём распоряжении средства, позволяющие затормозить все четыре колеса до полной остановки вращения, то есть блокировки.


Но задачей является не остановить колёса, а придать всему автомобилю максимально возможное замедление. Тут всё определяется не возможностями дисков и колодок, а сцеплением шин с дорогой. Оно лимитируется коэффициентом трения покрышек по асфальту или иному покрытию.
Коэффициент трения отличается в двух случаях – когда колесо ещё катится, то есть площадка контакта протектора с дорогой не проскальзывает, и при заблокированном колесе, протектор скользит. Во втором случае коэффициент намного ниже, то есть эффективность торможения ухудшается.
Задача АБС состоит в том, чтобы шина работала на грани срыва в скольжение. Тогда и замедление будет максимально возможным, и, что во многих случаях ещё важнее, автомобиль сохраняет способность управляться. Ведь заблокированному колесу всё равно куда перемещаться, оно уже не подчиняется командам водителя, поворачивающего рулевое колесо.

Устройство антиблокировочной системы


Поддержание шины на грани срыва в юз обеспечивается регулировкой давления в тормозных магистралях. Для этого имеется соответствующее оборудование ABS:
• датчики вращения каждого из колёс;
• клапаны, переключающие подачу давления;
• гидравлический насос с гидроаккумулятором;
• электронный блок управления.


Если датчики отметят, что какое-то колесо вращается медленнее, чем следует по оценке общей скорости автомобиля, то это будет означать, что оно начало блокироваться. Сработают клапаны, давление будет снято с тормозных цилиндров данного колеса. Процесс повторяется много раз в секунду, так происходит высокочастотная модуляция тормозного усилия. Колёса постоянно поддерживаются на грани срыва, а водитель ощутит срабатывание системы по вибрации на педали тормоза.

Дополнительные функции


АБС выступает в роли составной части более сложных систем, обеспечивающих стабильность автомобиля на траектории. Добавлением или уменьшением замедляющих усилий на выбранных электроникой колёсах предотвращаются заносы, повышается проходимость за счёт имитации блокировок дифференциалов и делается многое другое, что помогает водителю сохранить контроль над машиной.
Что означает срабатывание индикатора
Система непрерывно проверяет свою работу и сохранность отдельных узлов. Если будут замечены неисправности, то она отключится, а водитель проинформируется лампочкой на панели приборов. Такое происходит не только при отказах, но и в сложных ситуациях, когда мозгам электронного блока становится непонятно, что происходит. Это случается всё реже, программы управления и алгоритмы работы непрерывно совершенствуются.
Потенциальные опасности
Отказ АБС в подавляющем большинстве случаев не означает пропадания тормозов. Они продолжат работать, исправно останавливая автомобиль. Основная опасность состоит в том, что его поведение непредсказуемо меняется. Водитель быстро привыкает к хорошему, поэтому изменение характера машины может привести к аварийной ситуации.
Это касается не только поведения при торможении, хотя мало позитивного в том, что автомобиль скользит, не реагируя на действия водителя и плохо замедляясь, но и в прекращении работы электронных помощников. Машина совершенно внезапно станет склонной к заносу, пробуксовкам под тягой, нестабильности в поворотах. Неподготовленного водителя такой переход может сделать беспомощным пассажиром.

Можно ли ездить


Срабатывание индикации не должно восприниматься, как превращение автомобиля в совершенно исправный, но внезапно ставший модификацией без АБС. Причины могут быть самыми разнообразными, большинство из них представляет угрозу безопасности движения. Поэтому дальнейшая эксплуатация автомобиля считается невозможной, вся ответственность за нарушение этого правила возлагается на водителя. Он и должен воспринимать индикацию на щитке приборов как отказ тормозов со всеми вытекающими последствиями.
Отказы и неисправности в тормозной системе, относятся они к вспомогательной функции предотвращения блокировки колёс или узлах, работающих по прямому назначению, крайне опасны. Поэтому все проявления таковых, включая и срабатывание диагностики, должны быть немедленно прояснены, источники найдены и отремонтированы. Езда с подобными неполадками запрещена законодательно и совершенно неразумна. Дело даже не в том, что в источнике повышенной опасности всё должно работать как положено, а в очевидной критичности подобных отказов.