Каждая капля масла, которая попадает в трущиеся части мотора, должна обязательно пройти строжайший контроль, масляный фильтр отвечает за то, чтобы внутрь не попала ни единая частичка грязи, диаметром больше 0.020мм.
Песчинка гораздо твёрже, чем металл, из второго делают поршни и распределительный вал. Если она туда попадёт, то при каждом ходе, при каждом обороте коварная песчинка будет царапать металл. Поэтому менять масло нужно очень аккуратно, и при всех работах, связанных с разборкой двигателя, необходима идеальная чистота. Даже «обтирочные концы»- обыкновенные тряпки — и те могут нанести вред деталям двигателя. Особенно опасны синтетические волокна. Например, нейлон (как бы он ни назывался у разных производителей) это исключительно прочное волокно. Нейлон используется в качестве материала для особо прочных шнуров, рыболовных лесок. Нейлоновая ниточка, которая запуталась в движущихся частях мотора, может буквально перерезать алюминиевую деталь, к примеру, головку блока цилиндров. Если такая нитка намотается на распредвал, как минимум нужно будет менять втулки, а, может быть, и сам вал.
К счастью, как правило, ничего этого не происходит, а грязь остаётся в масляном картере или забивает фильтр. Принцип действия масляного фильтра совершенно тот же, что у обычного фильтра в кофеварке, и материал, из которого его делают, тот же — бумага, только применяется специальный маслостойкий сорт. Но масло на фильтр не капает и не стекает, а подаётся под давлением до пяти бар. Проблемы возникают при низкой температуре, потому что масло становится таким густым и вязким, что даже под давлением плохо проходит через плотные слои бумажного фильтра. Увеличивать давление опасно, потому — что фильтр может лопнуть, и обрывки фильтрованной бумаги вместе с уже налипшей грязью попадут в систему смазки. Такое нередко случается при использовании дешёвых фильтров неизвестного происхождения.
Но как правило, при давлении в пять бар, срабатывает перепускной клапан, и масло проходит прямо в центральную магистраль смазки без фильтрации. Не нужно беспокоиться, что в холодное время масло некоторое время идёт в обход фильтра. За время пробега 15тысяч километров капля масла в системе смазки двигателя фильтруется примерно 50 тысяч раз.
Сейчас сменные металлические блоки масляных фильтров выходят из употребления. В самых современных фильтрах меняют только сменный элемент — скреплённые в пакет бумажные вкладки. Нагнетательный клапан, и корпус фильтра стационарно связаны с мотором. Чтобы произвести замену сменного фильтрующего элемента, нужно только снять крышку, которая завинчивается, как крышка консервной банки, вынуть старый, вставить новый и снова завинтить крышку.