В России электромобили пока не получили широкого распространения, но тенденция очевидна: с каждым годом их становится всё больше на дорогах. Вероятно, через несколько лет они станут таким же привычным явлением, как дизельные или бензиновые автомобили.
У электромобилей есть особенности, которые создают проблемы, нехарактерные для обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В чём эти проблемы и как их решать?
Авария с участием электромобиля
Любое транспортное средство, выезжающее на дорогу, подвержено риску попасть в аварию. Конструкция электромобиля адаптирована к этой вероятности и способна защитить водителя и пассажиров от травм. Некоторые эксперты считают, что электромобили даже безопаснее, чем обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Это связано с тем, что батарея расположена в нижней части автомобиля, что снижает центр тяжести и уменьшает вероятность переворота при боковом ударе. Кроме того, батарея принимает на себя часть механической нагрузки.
Однако электронные и, особенно, электрические компоненты электромобиля уязвимы при аварии. Они могут представлять опасность для экипажа, особенно если речь идёт об основной батарее и проводке под высоким напряжением. Чтобы избежать удара током, все высоковольтные системы оснащены механическими и электронными защитными системами. Даже при повреждении изоляционного слоя или обрыве провода система остаётся безопасной.
С аккумуляторами, которые обеспечивают работу двигателя, всё сложнее. На данный момент используются литий-ионные аккумуляторы, которые надёжны, имеют большой ресурс и ёмкость. Однако они склонны к возгоранию по нескольким причинам:
короткое замыкание внутри корпуса;
чрезмерный нагрев;
внешнее воздействие, которое приводит к разрушению структуры ячеек.
Для первых моделей электромобилей повреждение аккумулятора было распространённой проблемой, но сейчас этому уделяется больше внимания. Даже при сильных ударах ячейки сохраняют целостность.
Если после аварии есть подозрение на повреждение аккумулятора или системы охлаждения, необходимо как можно скорее обесточить автомобиль и покинуть его. В сервис следует ехать на эвакуаторе.
Разрядка батареи
Разрядка аккумулятора — это вполне естественный процесс, но проблемы могут возникнуть, если поблизости нет источника энергии для подзарядки.
Чтобы увеличить расстояние, которое можно проехать на оставшемся заряде, можно воспользоваться следующими советами:
- Отключите все ненужные устройства, особенно климатические системы.
- Активируйте специальный режим экономии энергии, который обычно есть в любом электромобиле.
- Едьте плавно, без резких ускорений и торможений, чтобы не нагружать двигатель.
- Замедляйте автомобиль, регулируя обороты мотора, чтобы зарядить аккумулятор за счёт рекуперации.
В России найти специальную зарядную станцию может быть непросто. В этом случае поможет обычный удлинитель для бытовой розетки. Конечно, зарядка будет происходить медленно, но зато вероятность найти источник питания значительно возрастёт.
Если у вас полностью разрядился аккумулятор, то добраться до источника питания может быть невозможно. В такой ситуации лучше всего вызвать эвакуатор, который доставит вас до ближайшей розетки. Если это невозможно, то можно попробовать буксировку, но это может быть опасно.
Не все электромобили допускают буксировку, поэтому перед этим нужно убедиться, что это возможно. Если буксировка разрешена, то её нужно проводить в специальном режиме, соблюдая определённую скорость.
Если же буксировка невозможна, то действовать нужно на свой страх и риск. Лучше всего, если ваш электромобиль оснащён асинхронным двигателем, который воспринимает буксировку как длительное торможение и заряжает аккумулятор за счёт рекуперации. Синхронные двигатели более капризны и могут перегреться при буксировке.
Иногда даже при полностью заряженной батарее не удаётся завести двигатель. Это связано с тем, что электромобиль не имеет системы подачи топлива, катушек и свечей зажигания, поэтому проблема может быть в разрядке стандартного аккумулятора на 12 вольт.
Этот аккумулятор отвечает за питание бортовых электронных устройств и систем диагностики. Если они не работают, то компьютер считает запуск небезопасным и отключает двигатель. Чтобы избежать этой проблемы, нужно следить за уровнем заряда аккумулятора и при необходимости «прикуривать» от другого автомобиля.
Электромобиль может застрять в грязи или снегу, как и любое другое транспортное средство. Если колёса начинают буксовать, то нужно действовать так же, как и с обычными автомобилями: подкладывать твёрдые предметы или рыть траншеи, чтобы повысить сцепление с поверхностью.
Важно помнить, что выезд «враскачку» невозможен, так как нельзя поочерёдно включать обычный и задний ход на электромоторе.
Движение с контактом днища с поверхностью возможно только в крайних случаях, так как там расположена батарея, которая уязвима для внешних воздействий. Если приходится «волочить» электромобиль, то нужно делать это аккуратно, контролируя процесс визуально и на слух, чтобы избежать рывков и посторонних звуков.
Комбинация воды и электричества может быть опасной, особенно при высоком напряжении. Хотя электромобили обычно защищены от воды, они могут выдержать кратковременное «купание», а моторы справляются даже с длительным погружением. Однако длительное воздействие влаги может привести к окислению и коррозии других силовых элементов и микросхем, что может привести к их неисправности.
Возгорание электромобиля
Наиболее критическая ситуация — это возгорание тяговой батареи. Если она начинает сильно нагреваться, то необходимо немедленно обесточить электромобиль, чтобы остановить процесс.
К сожалению, самостоятельно потушить горящую батарею очень сложно. В процессе горения выделяется кислород, который поддерживает пламя, поэтому большинство огнетушителей оказываются неэффективными. Без помощи пожарной бригады потушить огонь часто не удаётся.
Пробитие радиатора электромобиля
Принцип работы электродвигателя отличается от бензиновых и дизельных двигателей тем, что он выделяет гораздо меньше тепла.
Поэтому повреждение радиатора не является серьёзной проблемой, которая требует немедленной остановки и вызова эвакуатора для доставки автомобиля в сервисный центр или гараж.
Если расстояние до места ремонта небольшое, то можно добраться туда самостоятельно, соблюдая простые правила. Необходимо избегать превышения скорости, резких манёвров, разгонов и торможений, которые могут привести к нагреву двигателя.
Полезные советы
В общем, не стоит опасаться электромобилей. Их конструкция становится всё более совершенной, а дорожная инфраструктура развивается, делая использование этих транспортных средств максимально удобным и безопасным.
Важно помнить об особенностях электромобилей и соблюдать меры предосторожности, чтобы не подвергать себя и технику дополнительным рискам.