Двигатель автомобиля теоретически очень несовершенная конструкция. Достаточно низкий КПД поршневого мотора вызывает при работе выделение значительного количества тепла, которое приходится принудительно отводить. Занимается этим высокопроизводительная система жидкостного охлаждения, по которой циркулирует незамерзающее рабочее тело – антифриз. Перемещает его механический водяной насос, обычно именуемый помпой. Не очень мощный, но в обычных условиях его хватает. Пока в системе не появляется непредусмотренный воздух. В этом случае говорят про завоздушивание системы охлаждения или про образование воздушных пробок.
В каких случаях возникают пробки
Завоздушивание системы охлаждения автомобильного двигателя может быть вызвано несколькими причинами:
• операция замены антифриза была проведена не полностью;
• в системе появились утечки, и уровень жидкости понизился;
• по рубашкам охлаждения головки и блока распространились посторонние газы через пробитую прокладку главного стыка;
• неудовлетворительно сработала система вентиляции через аварийный клапан в пробке радиатора или расширительного бачка.
В любом случае, попавший в систему газ будет скапливаться в верхней части внутренних полостей, откуда поток жидкости под давлением помпы выгнать его не может, или делает это медленно. И по причине совершенно разных свойств газа и штатной жидкости циркуляция нарушится, а скорость отвода тепла снизится. В результате этого начнутся очень нежелательные явления:
• локальные перегревы в самых термонагруженных участках вызовут очаговое кипение антифриза;
• за счёт хорошей сжимаемости газов и паров, образовавшихся в местах кипения, давление в системе понизится, и температура кипения упадёт, что добавит ещё больше газовой фракции;
• газ не может отводить тепло, температура вокруг цилиндров и камер сгорания резко увеличится;
• геометрические размеры деталей, точно рассчитанных на работу в узком диапазоне температур, исказятся, увеличится трение, температура ещё больше вырастет, мотор окажется на грани задиров и заклиниваний.
Такие последствия могут обойтись очень дорого, поэтому за изгнанием воздуха стоит проследить с особым вниманием.
Как определить наличие пробок
Существует целый ряд условий, свидетельствующих об образовании воздушной пробки двигателя. К таким условиям можно отнести:
• недостаточное количество жидкости, которое удалось залить при замене до переполнения;
• быстрый рост температуры двигателя при работе;
• заметное снижение эффективности салонного отопителя, при перегретом двигателе в салоне из дефлекторов поступает холодный воздух;
• посторонние звуки со стороны крыльчатки помпы;
• выделение газов из расширительного бачка;
• при пробитой прокладке густой белый дым из выхлопной трубы.
Наличие неисправностей потребует дополнительной диагностики. Но если всё в норме, просто система завоздушена, то на некоторых автомобилях приходится принимать специальные меры.
Способы изгнания воздуха
Автомобильные двигатели могут отличаться по своему устройству. Поэтому будет хорошо, если перед удалением воздуха получится ознакомиться с нюансами конкретной системы, определив наличие доступа к верхним полостям данной системы.
Например, чаще всего высоко над двигателем располагается полость подогрева модуля дроссельной заслонки. К ней подходят шланги, сняв которые можно легко стравливать воздух при заливании антифриза в радиатор. Существуют и иные приёмы:
• помочь жидкости подняться выше уровня заливной горловины радиатора поможет создание давления в герметичном расширительном бачке, часто достаточно просто подуть в отсоединённый шланг;
• некоторые автомобили располагают настолько асимметричной системой, что нормально заправить её можно лишь установив машину с креном на один борт, найдя соответствующую площадку или использовав домкрат;
• дав двигателю поработать на высоких оборотах, можно с помощью помпы создать настолько интенсивный поток жидкости, что пробка будет удалена, это заметно по поверхности антифриза в прозрачном расширительном бачке;
• продольные уклоны, а также разгоны и торможения также способствуют проталкиванию пробок жидкостью;
• можно применить герметичную воронку, заливая жидкость не через пробку, а надев её на отсоединённый радиаторный шланг, так давление повысится, тот же эффект получают просто энергично сжимая руками гибкие шланги системы.
Хорошим признаком удаления основной массы воздуха будет достаточное количество заливаемой жидкости. Примерно оценить его можно, сравнив с объёмом слитой с нормально работавшего автомобиля. Заводские данные весьма ориентировочны, поскольку полностью заменить антифриз можно лишь перевернув автомобиль вверх колёсами.
При всех действиях надо следить за правильной посадкой отсоединяемых шлангов и патрубков. Система работает под давлением, а антифриз очень текуч, поэтому уходить он будет через малейшие неплотности, часто не оставляя следов после испарения. В сомнительных случаях следует проводить опрессовку системы подачей небольшого избыточного давления, чтобы выявить все имеющиеся неплотности. При этом не стоит пытаться обжать шланги мощными хомутами или применять герметик, так как через 2-3 года затвердевшую резину потребуется менять на новую.